Эвакуация машины осуществляется в четко прописанных в законе случаях. Разумеется, все они представляют собой нарушение водителем правил, в результате которых его автомобиль оказывается либо неправильно, то есть, не на том месте припаркованным, либо им просто нельзя продолжать управлять во избежание ДТП (водитель может находиться в неадекватном состоянии, либо не иметь при себе водительского удостоверения). Разумеется, это далеко не полный перечень возможных нарушений. Но что делать, если вы ничего не нарушали и оставили свое ТС на стоянке по всем правилам, но при этом вы не нашли вашу машину на своем месте и через горячую линию ГИБДД выяснили, что имела место эвакуация?

Процедура изъятия ТС со штрафстоянки предусматривает как оплату штрафа, так и услуг самого эвакуатора (а также хранения авто на спецстоянке), что в разы больше. В итоге набегает солидная сумма, которую владельцу транспортного средства приходится оплачивать, фактически, незаконно. Вполне естественно, что последний хотел бы доказать свою невиновность и получить компенсацию. О том, как оспорить эвакуацию автомобиля, и возможно ли здесь вообще какое-либо возмещение на практике, пойдет речь далее.

Доказываем свою невиновность

Однако не всегда власти забирают на штрафстоянку частные автотранспорт правомерно. Иногда имеют место вопиющие, но к сожалению, весьма распространенные случаи пренебрежения правом частной собственности на ТС. Можно ли по факту оспорить такую эвакуацию?

Наиболее распространенной причиной фактически незаконного изъятия транспортного средства с помещением его на платной спецстоянке является необходимость освобождения парковочного пространства с целью очистки улицы от снега.

Данные причины не прописаны в законе, и власти здесь просто злоупотребляют своими формализованными возможностями. При этом, водителей чаще всего обвиняют в нарушениях, связанных с якобы некорректной организацией стоянки их ТС. Как оспорить эвакуацию автомобиля за такую «неправильную» парковку? Разберемся, но для начала представляется разумным перечислить некоторые случаи из практики, благодаря которым автовладельцам удалось вернуть средства, потраченные на оплату как штрафа, так и стоимости работы эвакуатора:

  • Знак «Остановка (стоянка) запрещена» установлен так, что не виден из-за деревьев или любых других препятствий.

При этом необходимо сфотографировать этот знак со всевозможных ракурсов, чтобы в дальнейшем приложить эти фотоснимки к заявлению-жалобе на неправомерную эвакуацию.

  • Эвакуация должна быть остановлена, если владелец ТС успел подойти к ней до того, как эвакуатор с погруженным на него автомобилем начнет движение. И не важно, на какой именно стадии: до того, как протокол об изъятии ТС заполнен или после.
  • Явная подделка подписей понятых на протоколе. Руководство ГИБДД плохо относится к открытой подделке каких-либо подписей, поэтому если сотрудник ДПС, заполняя протокол сам расписывается за понятых, то это основание для признания всей процедуры незаконной, даже если эвакуатор уже начал движение. В заявлении-жалобе нужно будет четко указать последовательность действий, но лучше всего – приложить видеозапись (для этого общайтесь с сотрудником ДПС под камеру смартфона).
  • В общем случае, если наличие нарушения или же вина шофера не доказана.
  • Водитель осуществил некорректную парковку в случае, если присутствовала угроза чьей-либо жизни или здоровью и требовалась его (шофера) помощь.
  • Если в салоне автомобиля на момент парковки находился инвалид, то такой машине разрешено осуществлять парковку на площадке для инвалидов.

Во всех перечисленных случаях существует высокая вероятность, что либо вышестоящее руководство структурного подразделения ГИБДД, либо суд (в случае, если водитель станет требовать возврата штрафа и стоимости эвакуации, подавая судебный иск) встанут на его сторону, и его заявление-жалоба будут рассмотрены положительно.

Порядок обжалования

Начнем с того, что процедура эвакуации должна быть прекращена, как только хозяин автотранспортного средства выйдет к своей машине, предъявит сопровождающему этой процедуры сотруднику ГИБДД документы на данное ТС и свое водительское удостоверение. При этом погрузка должна быть прекращена, сотрудник ДПС должен вручить водителю машины квитанцию на оплату штрафа, а сам водитель должен переставить свой автомобиль в другое, положенное место. (Штраф можно оплатить в течение 60 суток).

Но как быть, если незаконную эвакуацию автомобиля вовремя остановить не удалось? Следует помнить главное правило: на месте, «с колес», до или во время получения вашего ТС со спецстоянки сделать ничего не получится. Административная процедура эвакуации и последующего возврата машины не предусматривает никаких отступлений.

Обжаловать эвакуацию, произведенную с нарушениями, нужно только после того, как вы заберете свое ТС обратно.

Как правильно составить заявление на обжалование постановления о незаконном задержании машины

Речь идет об административном правонарушении, допущенном сотрудниками ГИБДД и эвакуирующей службой. Жалоба-заявление в этом случае составляется в четырех экземплярах и должна содержать следующие пункты:

  1. Точное название структурного органа ГИБДД, куда подается заявление и Ф.И.О. должностного лица, которое должно его рассмотреть.
  2. Ф.И.О. заявителя и адрес его регистрации.
  3. Указание номера и даты протокола об эвакуации, ФИО выписывавшего данный документ сотрудника ДПС, название фирмы, осуществлявшей эвакуацию, наименование спецстоянки, где содержалась машина, а также данные районного отделения ГИБДД, к которой административно относится данная стоянка.
  4. Реквизиты владельца ТС, а также самого автомобиля (марка, год выпуска, мощность двигателя и пр.).
  5. Содержательная часть должна включать в себя перечисление обстоятельств, из-за которых эвакуацию можно считать незаконной. Однако данные факты должны соответствовать причине, указанной в протоколе. Например если в протоколе упомянуто, что машина была припаркована с нарушениями, а именно, 1 колесо ТС стояло на бордюре, то опровергать нужно именно этот факт, а не всю процедуру изъятия вообще.

К заявлению допустимо прилагать фотоматериалы (если есть) или даже видеозаписи со сторонних камер видеонаблюдения, доказывающие некорректность эвакуации.


В конце следует изложить просьбу, а именно – вернуть средства, потраченные для возврата ТС из-за его неправомерной эвакуации, а также величину штрафа.

Оспаривание законности эвакуации допустимо не позже 10 суток с момента, как был составлен протокол об изъятии авто. В случае пропуска указанного срока, пишется ходатайство о его восстановлении в рамках рассмотрения постановления об административном правонарушении.

Какие документы нужно будет приложить

К заявлению должны быть приложены:

  • Оригинал составленного протокола об эвакуации ТС.
  • Общегражданский паспорт владельца авто (копия).
  • Документы, удостоверяющие право собственности на ТС (копия).
  • Водительские права владельца машины (копия).
  • Квитанция об оплате штрафа, а также процедуры эвакуации и хранения ТС (оригинал).
  • Фото- и/или видеоматериалы, подтверждающие правомерность оспаривания имевшей место эвакуации ТС. Однако важно, чтобы они были опубликованы в социальных сетях – так, во-первых, будет понятно, когда сделан снимок, а во-вторых, сразу снимается вопрос, относительно возможной фальсификации фотоматериалов.

МАДИ

В Москве все процедуры эвакуации формально находятся в ведении МАДИ (Московской административной дорожной инспекции). Поэтому если речь идет о том, чтобы оспорить постановление этого органа (на основании некорректного протокола), то сделать это можно на ресурсе mos.ru через:

  • раздел «Услуги»;
  • портал «Автокод»;
  • портал «Московский транспорт».

Или же можно обратиться в МАДИ лично или по почте.

Обжалование через суд

Отказ в возврате средств из-за неправомерной эвакуации по заявлению-жалобе, на самом деле, весьма распространен. Причина тому – редкое наличие доказательств достаточного качества, которые бы однозначно свидетельствовали о нарушении в протоколе, где говорится об отсутствовавшем в действительности нарушении. В этом случае автовладельцу следует обращаться в суд.

Надо отметить, что судебные органы к водителям лояльны. В частности, к сведению принимаются такие аргументы, как:

  • показания независимых третьих лиц о фактическом отсутствии нарушения при парковке (но только письменные);
  • записи со сторонних камер видеонаблюдения, свидетельствующие о массовой эвакуации транспортных средств с улицы, где парковка не запрещена.

Однако, если эвакуация производилась для того, чтобы очистить с улицы снег, то суды в данном случае однозначно встают на сторону коммунальных служб. Автовладельцу здесь рассчитывать на успех не стоит.

К судебному иску нужно приложить все те же документы, которые сопровождают и заявление-жалобу в ГИБДД (плюс копию самого заявления).

Возврат денег

В заявлении на возврат средств, поданном в ГИБДД или же в исковом требовании, поданном в суд, помимо требований вернуть средства за незаконное изъятие ТС, должны содержаться реквизиты, куда эти денежные средства должны быть переведены в случае удовлетворения заявления или иска.

Деньги могут быть возвращены и в наличном виде, однако для их получения вам придется отдельно узнавать, в какую именно кассу этого органа ГИБДД они переведены, что не очень удобно.

Выплата компенсационных средств лицам, чьи автомобили были неправомерно эвакуированы, по удовлетворенным заявлениям или же судебным искам, осуществляется в течение 10 суток с даты вынесения судебного решения или резолюции по заявлению в ГИБДД.



Законные причины эвакуации

В Кодексе административных правонарушений РФ перечислены все возможные случаи, при которых автомобиль должен быть эвакуирован на штрафстоянку (статьи 27.13 и 27.12):

  • Если у водителя отсутствует регистрационное свидетельство на данное ТС.
  • Если у водителя при себе отсутствуют права на управление ТС.
  • Если у машины присутствуют выявленные неисправности в рулевом механизме или тормозной системе ТС. (В общем случае эвакуация автомобиля производится в тех случаях, если он не может безопасно передвигаться по дорогам самостоятельно).
  • Если водитель транспортного средства находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, повышенной усталости и пр.
  • Если водитель не согласен проходить медицинское освидетельствование на предмет определения степени его трезвости. Сюда же относятся и ситуации, когда после ДТП водитель принял алкоголь или спиртосодержащий препарат уже после происшествия, но еще до приезда сотрудников ДПС.
  • Если нарушаются правила парковки ТС. Сюда также попадают случаи, когда припаркованное авто физически мешает проезду других машин, сокращая ниже допустимой величины габариты проезжей части.
  • Если нарушаются правила транспортировки грузов, представляющих повышенную опасность, а также негабаритных объектов.

Однако по закону эвакуация – это процедура, в которой принимают участие сразу несколько должностных лиц. Если эти административные действия не исполнены должным образом, то согласно правилам, вся процедура эвакуации может быть признана незаконной (а владельцу ТС еще и будет присуждена компенсация). О том, насколько реальной на практике является данная картина событий, расскажем ниже, а пока коснемся самого алгоритма действий эвакуирующих сотрудников.

Порядок эвакуации машины

В соответствии с правилами дорожного движения, сотрудник ДПС при выявлении некоторых нарушений обязан дать возможность водителю исправить их самостоятельно и незамедлительно (например, предупредить остановившуюся машину, что стоянка в данном месте для его автомобиля запрещена). Другое дело, что такая возможность присутствует далеко не всегда, ведь сотрудники ГИБДД не охраняют все стоянки в городе. Поэтому эвакуация чаще всего осуществляется по факту выявленного правонарушения. Процесс эвакуации должен сопровождаться соблюдением следующих формальностей:

  • Требуется присутствие, минимум, двоих независимых понятых. На самом деле, это весьма трудно выполнимое условие, потому что это не могут быть ни другие сотрудники ДПС из наряда, ни кто-либо из экипажа эвакуатора, ни другие работники, обеспечивающие процедуру изъятия транспортного средства. В этом случае чаще всего условие выполняется лишь формально (подписи понятых ставятся задним числом), но если попробовать оспорить действия эвакуаторщиков и на основании недостоверности подписей понятых подать иск в суд, то он скорей всего, не будет удовлетворен или даже рассмотрен.
  • Факт эвакуации должен сопровождаться составлением протокола (который должен быть подписан обоими понятыми). Эвакуируемое ТС должно содержать подробное описание (или даже фото- или видеофиксацию). Это необходимо для того, чтобы впоследствии можно было выявить время нанесения автомобилю повреждений, если они произошли по вине эвакуирующего экипажа.
  • Автомобиль должен пройти опечатку.

Стоимость эвакуации ТС на штрафстоянку

Процедура эвакуации – «штука» не из дешевых. Стоимость процедуры увоза ТС на спецстоянку зависит от мощности ее двигателя (привязка достаточно условная, в первую очередь, конечно же, важны габариты транспортируемой машины):

  1. Кат. А, В; мощность — до 80 л.с. — 3 тыс.р.
  2. Кат. В; мощность — 81-250 л.с., кроме грузовых ТС — 5 тыс.р.
  3. Кат. В; мощность — от 251 л.с., кроме грузовых ТС — 7 тыс.р.
  4. Кат. D; грузовые ТС, кроме негабаритных машин — 27 тыс.р.
  5. Негабаритные ТС — 29 тыс.р.

При том, что штраф за неправильную парковку может составлять 1,5 тыс.р., оплата минимум, 3 тысяч только за действия эвакуаторщиков (без учета хранения машины на стоянке) – это реально много. В этой связи, разумеется, у многих водителей возникает желание опротестовать эвакуацию, в том числе, через суд. Но самое главное, что возможности обжалования у них в действительности имеются.

Как узнать, по какой причине машину увезли на штрафстоянку

Сделать это очень просто: допустим, вы не нашли свою машину в месте, где вы ее оставили. Тогда нужно сразу же звонить на горячую линию ГИБДД. Задавать нужно следующие вопросы:

  • Эвакуирована ли ваша машина или же это угон. Информация об изъятии ТС попадает в базу ГИБДД сразу же после составления протокола, то есть, еще до того, как автомобиль будет погружен на трейлер, то есть, никаких временных лагов и «слепых зон», когда сведения еще не поступили, здесь быть не может.
  • Как правило, диспетчер сразу назовет вам причину эвакуации. Она должна соответствовать упомянутым выше статьям 27.12 и 27.13 КоАП, Федеральному закону №205-ФЗ, а также региональным нормативным актам. Если сказать иначе, причины эвакуации должны соответствовать перечисленным в 1-ом разделе настоящей статьи.
  • Далее следует узнать, на какую именно штрафстоянку отвезено ваше транспортное средства, к какому районному отделению ГИБДД она прикреплена, а также Ф.И.О. сотрудника ДПС, оформлявшего протокол об изъятии.

Все это можно сделать по телефону, а можно и онлайн (в соответствии с ПДД все изъятия транспортных средств должны отражаться на официальных интернет-ресурсах ГИБДД):