Что делать когда при эвакуации автомобиля повредили автомобиль

Принудительная эвакуация – это восстановление правопорядка на дороге. В подавляющем большинстве случаев это вполне оправданное, законное мероприятие. Однако что делать владельцу авто в случае, если при эвакуации произошло повреждение его автомобиля? Ведь данная процедура технически весьма сложна и требует ответственного подхода эвакуационной команды, который проявляется не всегда. В результате машину могут:

  • помять;
  • поцарапать;
  • даже уронить при подъеме и погрузке на трейлер или разгрузке с него

словом, причинить ей существенный материальный вред. Кто в данном случае должен отвечать? Куда обращаться, если при эвакуации, к примеру, автомобиль оказался банально поцарапанным, и выяснилось это только на штрафстоянке? О составлении каких документов, подтверждающих факт ущерба, должен при этом позаботиться водитель? Обо всем этом подробнее расскажем далее.

Три основных случая повреждения машины при эвакуации

Чаще всего при осуществлении эвакуации автомобиля ей наносятся следующие повреждения:

  • отрываются отдельные компоненты кузова (зеркала, колпаки, детали бампера и пр.);
  • наносится ущерб лакокрасочному покрытию (это самый частый тип повреждений, связанный с некорректным техническим закреплением колес авто при его погрузке краном на трейлер);
  • на некоторых частях кузова образуются вмятины или даже сквозные пробоины.

Следует помнить, что когда вы осуществляете изъятие своей машины со штрафной стоянки, то одним из документов, который вам нужно подписать, является акт приема-передачи автомобиля. Так вот, подписывать его нужно только по результатам тщательного осмотра машины как снаружи, так и изнутри (некоторые дефекты оказываются заметны только так).

В последнее время весьма часто эвакуаторщики повреждают крышу транспортируемого авто. Это бывает связано с тем, что изначально неверно рассчитывается длина строп на кране. В этой связи следует уделить целостности крыши особое внимание.

Отдельно следует рассмотреть особые случаи нанесения ущерба эвакуируемому авто, которые имеют более серьезные юридические последствия.

Кто оплачивает ущерб нанесенный машине при эвакуации на штрафстоянку

Закон здесь предусматривает 2 варианта событий:

  • Либо работы по устранению дефектов, нанесенных (скорей всего) во время эвакуации, оплачивает страховая компания в рамках полиса КАСКО. Для этого в протоколе об эвакуации не должно быть упоминаний ни о каких повреждениях.
  • Либо автовладельцу по суду или же в досудебном порядке платит эвакуирующая фирма.

Как правильно зафиксировать факт повреждения

Сразу следует отметить одну важную деталь. Если ваш автомобиль повредили при эвакуации, то страховая компания по закону имеет возможность не оплачивать данный ремонт. Таковы несправедливые реалии отечественного законодательства.

Исходя из этого, первое, что должен сделать владелец после обнаружения повреждений своей автомашины во время его осмотра на спецстоянке (но перед подписанием акта сдачи-приемки) – это затребовать полагающийся ему экземпляр акта ГИБДД. Если в нем присутствует указание, что дефекты получены в процессе эвакуации, то на страховую компанию можно не рассчитывать. Претензии здесь уже нужно будет предъявлять эвакуирующей фирме, сотрудники которой и осуществляли доставку ТС на спецстоянку. Поэтому:

  • Обязательно следует оформить заключение независимого эксперта относительно нанесенного ущерба.
  • Нужно сделать как можно больше фотографий нанесенных повреждений для того, чтобы иметь возможность провести дополнительную экспертизу.
  • Следует, по-возможности, избегать упоминания о таком ущербе в протоколе. Это должен быть ущерб, нанесенный неизвестными при невыясненных обстоятельствах.

Если же в протоколе присутствует упоминание эвакуаторщиков, как о виновной в нанесении повреждений стороне, то после фиксации и оценке ущерба можно прямо сразу идти по месту своей регистрации и подавать судебный иск на данную фирму. В подавляющем большинстве случаев суд встанет на сторону истца.

Составляем акт приема-передачи

Акт приема-передачи транспортного средства, хранимого на спецстоянке, необходимо будет подписать в случае, если вы будете изымать оттуда свой автомобиль. В акте присутствует раздел «Особенности ТС». Здесь нужно в нейтральном тоне (то есть, просто, констатируя) описать все появившиеся за время отсутствия у вас машины дефекты. Отсутствие эмоционального окраса очень важно для вас, потому что страховая компания может отказать вам в ремонте, сославшись на то, что данные дефекты появились в результате эвакуации.

При этом, совсем не указывать повреждения в акте нельзя, так как в случае, если страховщик все-таки откажет вам оплачивать ремонт, вам придется судиться с эвакуаторщиками. И здесь акт приема-передачи ТС на штрафстоянке будет важным документом, прилагаемым к исковому требованию.

Составляем претензию к службе эвакуации

Все должно начинаться с проведения независимой экспертизы у профессиональных оценщиков транспортных средств. Обязательно нужно проследить, чтобы эксперт в заключении указал:

  • что повреждения нанесены недавно;
  • обязателен полный перечень нанесенных дефектов.

Не пытайтесь внести в перечень повреждений застарелые «царапины». В случае выявления попытки включить в иск «чужое» для данного случая повреждение, суд однозначно встанет на сторону эвакуаторщиков. Именно данный документ является главным аргументом в хозяйственном споре.

Стандартная претензия содержит следующие пункты:

  • Ф.И.О. руководителя фирмы, оказывающей услуги по эвакуации;
  • Ф.И.О. заявителя;
  • дата и время эвакуации, а также название организации, которая приняла машину на ответственное хранение;
  • далее следует выразить несогласие с действиями сотрудников службы, нанесшими вред автомобилю;
  • нужно перечислить нарушенные нормы законодательства;
  • точно укажите повреждения (списком), а также общую сумму для их устранения;
  • последней фразой нужно потребовать возмещения причиненного ущерба.

Приложения к претензии

К претензии следует приложить все имеющие юридическое значение копии документов, подтверждающие правомерность требований истца, а именно:

  • протокол задержания автомобиля;
  • квитанция об оплате услуг по доставке и содержанию ТС (оригинал);
  • заключение эксперта;
  • доверенность на представителя, если интересы владельца ТС предоставляет не он сам.

Куда жаловаться

Здесь существует несколько инстанций, куда следует обращаться с претензией:

  • Горячая линия ГИБДД (в каждом регионе у нее свой номер). Своим звонком вы зафиксируете дату и время обнаружения повреждения. Впоследствии эта телефонограмма может быть использована в суде.
  • Если в протоколе об эвакуации отсутствуют указания о наличии повреждений во время осуществления данной процедуры, то (в случае наличия оформленного полиса КАСКО) можно обращаться в страховую компанию.
  • Если информация о нанесенных дефектах в протоколе присутствует, то сначала нужно обращаться к экспертам-оценщикам, а далее вместе с готовым заключением – к руководству эвакуирующей компании, чьи сотрудники и нанесли повреждения. Обращаться нужно с предложением о досудебном решении вопроса.
  • Если на ваше предложение о мировом урегулировании не следует адекватного ответа, то тогда нужно подавать иск в суд.

Как правило, на мировое соглашение не идет ни одна фирма. Это объясняется как низкой договороспособностью и правовой культурой наших сограждан, так и банальным отсутствием в штате таких организаций опытных юристов.

Правила эвакуирования

По закону процедура эвакуации автомашины на спецстоянку является финансово затратной, подлежащей возмещению операцией, которая должна выполняться ответственными работниками. Изъятие транспортного средства владельцем со стоянки осуществляется только при условии:

  • оплаты штрафных санкций за административное правонарушение при эксплуатации ТС на дороге;
  • выплаты стоимости транспортировки машины и ее хранения на штрафстоянке.

То есть, по закону получается, что процедура увоза автомобиля на спецхранение ничем не отличается от простой платной услуги (осуществляемой принудительно, в соответствии с законом). Отсюда следует вывод, что данное действие должно совершаться с максимальной предосторожностью для имущества автовладельца.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (имущественное право) недопустимо нанесение исполняющими процедуру сотрудниками каких-либо повреждений увозимому при эвакуации автомобилю вне зависимости от времени, когда это может быть сделано: при погрузке ТС на трейлер или же при его выгрузке.

Все нормы, которые регламентируют условия, когда автомобиль может быть эвакуирован, отражены в Кодексе административных правонарушений России (ст.27.13). Вот основные причины изъятия ТС:

  • отсутствие у водителя регистрационного свидетельства на данное транспортное средство;
  • отсутствие у водителя прав на вождение автотранспорта;
  • наличие неисправностей в рулевой или тормозной системе ТС, а также в других органах его управления;
  • нахождение водителя ТС в неадекватном для управления состоянии (имеется в виду состояние алкогольного или наркотического опьянения, высокая степень усталости и пр.). Кроме того, автомобиль принудительно отбирается и транспортируется на штрафстоянку в случае отказа его владельца проходить медицинское освидетельствование на предмет подтверждения его трезвости. В эту же категорию правонарушений попадают ситуации, когда водитель после ДТП принял алкоголь после происшествия, но до приезда сотрудников ГИБДД;
  • нарушение правил парковки;
  • нарушение правил транспортировки негабаритных объектов, а также грузов, представляющих повышенную опасность.

Нормативная база

Процедура эвакуации регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Статьей 27.12 и 27.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ;
  • Федеральным законом №205-ФЗ.

Это основные документы федерального уровня, который регулирует данную процедуру, однако, власти субъектов Федерации выпускают и собственные нормативные акты. В частности, на территории города Москвы процесс эвакуации регламентируется:

  • распоряжением №35-Р Департамента эк-ской политики города Москвы;
  • Постановлением Правительства Москвы №216, №42.

Эвакуация машины участвовавшей в ДТП

Дорожно-транспортные происшествия – это события, в которых, как правило, оказываются переплетены поведения сразу нескольких лиц. После ДТП на место аварии приезжают сотрудники ГИБДД, которые:

  • составляют протокол осмотра места аварии;
  • формируют схему ДТП;
  • оформляют (подписями участников аварии) протокол осмотра ТС и проверки технического состояния каждой из машин;
  • с участников и свидетелей ДТП берутся объяснения (в некоторых случаях – показания);
  • в обязательном порядке производится контроль трезвости всех участников аварии;
  • собираются вещественные доказательства;
  • в итоге формируется справка по дорожно-транспортному происшествию.

Конечной целью этих действий является установление вины всех участников аварии. В большинстве случаев машинам, попавшим в ДТП, двигаться дальше своим ходом запрещается. Это не только может вызвать возникновение повторной аварии, но и вызывает противодействие со стороны страховой компании, представители которой будут опасаться, что аварийные дефекты при движении своим ходом могут только усугубиться. В итоге автомобили транспортируются на штрафстоянки.

В перечисленном перечне составляемых на месте аварии бумаг присутствует протокол осмотра ТС. Это крайне важный документ, так как если в ДТП, к примеру, был нанесен ущерб жизни и здоровью других граждан, то наличие тех или иных повреждений может свидетельствовать о виновности водителя данного ТС или же наоборот, о корректности его действий.

В случае более детального разбирательства суд, может затребовать проведение технической экспертизы. И тогда действия работников, которые при эвакуации дополнительно повредили автомобиль, пострадавший в аварии, могут быть признаны преступной халатностью.

Однако заинтересованному водителю-участнику ДТП также нужно проявить бдительность и настаивать на более подробном описании всех технических особенностей своей машины. Для этого следует обратиться к заполняющему протокол сотруднику ГИБДД и сказать: «Я не даю согласие на эвакуацию моей машины до полного описания всех ее внешних повреждений». Скорей всего, сотрудник дорожной полиции пойдет вам навстречу, так как вы имеете на это право, ваши требования основаны на законе, да и спорить с вами займет больше времени. В этом случае все новые или «чужие» повреждения ТС, нанесенные эвакуаторщиками, не смогут быть приобщены к делу и исказить истинную картину ДТП.

Автомобиль эвакуировали за нарушение ПДД

Все случаи таких нарушений приведены в разделе «Правила эвакуирования». Очень часто можно наблюдать, как сразу несколько эвакуаторов «работают» по неправомерно припаркованным автомобилям. Чаще всего им приходится работать в стесненных условиях, когда банально не хватает места для укрепления транспортировочной платформы. В этом случае крайне велик риск того, что поднимаемые краном автомобили (между которыми, к тому же, лишь несколько сантиметров свободного пространства) зацепятся либо друг за друга, либо просто поцарапаются об обледеневшие снежные завалы, если дело происходит зимой.

Обнаруживаются все эти повреждения владельцем уже на штрафстоянке. Зачастую эвакуаторщики говорят, что они не являются ответственной стороной в таких делах. Это не так, потому что такое заявление является прямым нарушением Федерального закона №205-ФЗ. Однако спорить с ними в данном случае контрпродуктивно. Владельцу ТС нужно сделать следующие действия:

  1. отказаться подписывать акт приема-передачи транспортного средства при изъятии его со спецстоянки;
  2. вызвать страхового агента, потому что нанесение автомобилю повреждений неустановленными лицами является страховым случаем (но только проконтролируйте, чтобы в протоколе изъятия ТС при эвакуации не было указано, что повреждения нанесены именно во время данной процедуры);

После того, как представитель страховой компании составит протокол нанесения ущерба, можно будет подписать акт приема-передачи ТС, так как без оформления данного документа со спецстоянки машину вам, скорей всего, просто не отдадут.

Автомобиль эвакуируют на СТО или автозаправку

Иногда в силу географической удаленности места совершения нарушения ПДД или же аварии эвакуаторщики отвозят машину не на спецстоянку, а на более выгодно расположенную станцию технического обслуживания или даже автозаправку, с владельцами которой у службы эвакуации есть договор на промежуточное хранение арестованных и изъятых транспортных средств.

Надо отметить, что такое хранение является еще менее ответственным, чем в случае с содержанием ТС на спецстоянке (на заправке, как правило, отсутствует ограждение территории, да и вообще, это не является их профильным родом занятий). Как следствие, существенно возрастает опасность нанесения хранящимся машинам повреждений или даже фактов банального мародерства.

Что в этом случае делать владельцу машины? Для того, чтобы иметь возможность в дальнейшем истребовать компенсацию ущерба, в том числе, через суд, владельцу нужно работать со своей страховой компанией:

  • Вызывайте агента прямо к месту хранения эвакуированной машины.
  • Составляйте протокол о нанесении повреждений в результате противоправных действий неустановленных третьих лиц.

А дальше проблема уже даже не ваша – заниматься взысканием ущерба по действующему российскому законодательству уже будет страховая компания, а владельцу будут возмещаться затраты на ремонт в рамках КАСКО.