Автомобили, которые нарушают правила парковки, обычно эвакуируют. Мы часто становимся свидетелями того, как эвакуаторы стрелой компактного манипулятора поднимают аккуратно вывешенную машину, чтобы оперативно погрузить ее на платформу для дальнейшей транспортировки. Все, как правило, происходит быстро, а подчас, даже незаметно. Но что если транспортное средство не является легковым автомобилем и имеет, к тому же, нестандартную форму и большой вес? Проще говоря, что если грузить и перевозить нужно трактор? Как тогда выглядит технология эвакуации?
Разумеется, трудно представить себе такого «злостного нарушителя» правил парковки, как трактор. Скорей, перевозка на трейлере может понадобиться, если с данным транспортным средством приключилась какая-то техническая неисправность. Однако сути дела это не меняет: данное ТС нужно грузить, нужно организовывать его доставку по городу к месту ремонта, да и эвакуатор для трактора должен обладать более серьезными грузоподъемными возможностями. Рассмотрим данный вопрос более подробно.
Как выбрать эвакуатор для трактора
Если речь идет о габаритной спецтехнике, к примеру, о марке «Беларусь» (МТЗ 82.1), вес которого составляет 3,75 тонны, то для его эвакуации будет достаточно обычного трейлера, 5-тонной грузоподъемности. В случае же эвакуации и перевозки негабаритных, тяжелых тракторов используются:
- во-первых, более мощные манипуляторы (с грузоподъемностью стрелы до 12,5 тонн), или же самостоятельные краны;
- а во-вторых, тралы или низкорамные платформы: 45-тонные полуприцепы с передней загрузкой; 53,8-тонные полуприцепы с загрузкой сзади; 70-тонные полуприцепы, где погрузка может осуществляться с двух сторон.
Документы для перевозки
Трактора, как разновидность ТС, относятся к категории спецтехники, а значит, они должны стоять на учете в Гостехнадзоре. При отсутствии соответствующих бумаг машины считаются в угоне. Поэтому для их перевозки понадобятся следующие документы:
- паспорт транспортного средства;
- св-во о регистрации ТС в Гостехнадзоре;
- права и доверенность, если спецтранспортом управляет доверенное лицо владельца.
Если же машина стоит на балансе юридического лица, то дополнительно потребуются заверенные печатью организации:
- товарно-транспортная накладная;
- путевой лист.
Для перевозки негабаритной техники (размеры которой вместе с платформой-трейлером превышают по длине-ширине-высоте значения 20х2,55х4 м) дополнительно потребуется наличие разрешения на перевозку от ГИБДД. Перевозчику также нужно разработать и согласовать маршрут движения на одну или несколько поездок с однотипными техническими параметрами и также заверить его в ГИБДД.
Это если речь идет о запланированной транспортировке тракторов. Если же имеет место эвакуация спецтехники, к примеру, из-за некорректной парковки, то эвакуаторщикам при себе нужно иметь только протокол об изъятии ТС, составленный сопровождающим процедуру инспектором ДПС.
Как перевезти трактор без документов на эвакуаторе
Иногда перемещаемая спецтехника (в частности, трактор) не имеет при себе документов. Это может произойти сразу по нескольким причинам:
- новый владелец техники еще не успел зарегистрировать трактор;
- старые трактора еще советского производства зачастую просто не имеют документов – они утеряны в связи с многократными социальными изменениями и разграблениями помещений бухгалтерий колхозов и автоколонн, к которым эти трактора были приписаны;
- сельскохозяйственные трактора, подчас, бывают уже списаны и не имеют никакой сопровождающей документации;
- трактор продан и перевозится для разбора на запчасти.
Если сотрудник ГИБДД останавливает такой трактор в процессе транспортировки, то для того, чтобы техника не была сразу же изъята на штрафстоянку с формулировкой «до выяснения», она обязательно должна сопровождаться оформленной товарно-транспортной накладной, а водитель трейлера должен иметь при себе путевой лист.
Если машина новая и пока что просто не закончена ее регистрация, то этот процесс нужно завершить, предъявить «свежие» документы и можно будет забрать трактор со спецстоянки. Во всех остальных случаях ситуация намного более сложная.
Остановили эвакуатор с трактором
Любой правоохранитель (сотрудник ДПС) имеет право остановить транспортируемый на трейлере трактор для проверки документов. Если с бумагами не все в порядке, то составляется протокол задержания и на технику накладывается арест до того момента, пока ее владелец не докажет право собственности на нее, установленное в законном порядке. Только тогда трактор можно будет забрать со штрафстоянки.
Вообще, ситуация перевозки старой техники без документов – самая опасная для ее владельцев. Проходя мимо штрафстоянки, можно заметить на ней экскаваторы, трактора и краны, очевидно, еще советских времен, которые стоят там годами. Действительно, а как новый владелец может доказать свое право собственности на такую спецтехнику, если документы на нее утеряны много лет назад, а сама техника покупалась за наличный расчет или даже забиралась бесплатно, на условиях самовывоза?
В случае, если сотрудник ГИБДД изымает спецтехнику по причине отсутствия на нее документов, единственное, что остается владельцу – это решать вопрос через суд. Потребуется:
- Собрать и приложить к иску все документы, которые сопровождали сделку (это могут быть даже корешки расходных ордеров, если нет ничего другого). Поэтому такой масштабный спецтранспорт, как трактор (даже если он представляет собой груду металлолома) настоятельно рекомендуется приобретать с обязательным заключением договора.
- Привести в суд всех свидетелей и участников сделки. И это самое трудное, потому что зачастую, такая техника продается за наличные, причем, оплачиваемые в «частном» порядке. Мало какой бывший механизатор совхоза захочет признаваться, что «толкнул», в принципе, не нужную груду металлолома, но за взятку. Приводите тех свидетелей, которых сможете уговорить подтвердить факт легальных договоренностей с официальными лицами о продаже вам данной спецтехники.
Нельзя оценить шансы владельца такого трактора без документов на успех в суде заранее. Здесь все зависит от того, насколько убедительными будут собранные доказательства. Но любой судья в таком случае исходит из того, что техника была забрана где-то по-дешевке (то есть, имела место завуалированная кража), а потому доказывать нужно будет именно факт легальной продажи.
Перевозка тракторов: основные особенности
Трактора являются довольно мобильными транспортными средствами, которые (в отличие от комбайнов или некоторых разновидностей дорожно-строительной техники) не требуют предварительной разборки. Однако, в зависимости от предназначения, их габариты могут выходить за максимально допустимые для транспортных средств, являющихся участниками дорожного движения. И если такое ТС самостоятельно передвигаться по каким-то причинам не может, то и грузовая платформа для его перевозки должна быть негабаритной. Вполне логично, что алгоритмы действий эвакуаторщиков при перевозке тракторов в случае, если данное ТС меньше 2,5 метров в ширину и если оно превышает это значение, различаются. Рассмотрим их подробнее:
- Негабаритной обычно является сельскохозяйственная техника. Однако такой вид эвакуации и перевозки носит ярко выраженный сезонный характер (по понятным причинам). Поэтому чаще всего речь идет о перемещении тракторов, весом до 5 тонн. Для их эвакуации применяются трейлеры с манипуляторами соответствующей грузоподъемности. Процедура погрузки на платформу ничем не отличается от аналогичного процесса с легковыми автомобилями, разве что вылет стрелы манипулятора здесь будет меньше.
Однако многие владельцы вполне габаритного транспорта специального назначения (коммунальные службы, например) предпочитают перевозить свою спецтехнику по нескольку единиц одновременно. И здесь для такой «эвакуации» применяются платформы, грузоподъемностью до 20 тонн. - У тяжелых тракторов, как правило, высокая посадка центра тяжести. Поэтому, чтобы негабаритное ТС «случайно» не оказалось в кювете на какой-нибудь точке маршрута на МКАДе (к примеру) во время проведения эвакуационных работ, обращаться для их осуществления нужно исключительно к квалифицированным специалистам.
Сам процесс транспортировки выглядит следующим образом:
- После того, как заказ принят, на начальную точку маршрута выезжает специалист эвакуирующей фирмы, который производит оценку массо-габаритных характеристик ТС, а также оценивает возможные способы его погрузки на трейлер.
- Далее разрабатывается маршрут транспортировки с учетом различных особенностей трасс и существующих запретов для движения тяжелогруженого трейлера.
- Маршрут негабаритной транспортировки проходит официальное согласование с дорожными службами (главным образом, с ГИБДД).
- Предусмотрительные профессиональные эвакуаторщики при этом оснащают уязвимые, хрупкие элементы корпуса защитой от ударных повреждений.
Только после осуществления всех указанных подготовительных мероприятий транспортное средство грузится на трейлер и крепится на нем – начинается перевозка. Вот, что значит заказать эвакуатор для транспортировки негабаритного трактора.
Когда может понадобится?
Эвакуатор для трактора обычно требуется в следующих случаях:
- Появление неисправности ходовой части, препятствующей движению ТС своим ходом или на буксире.
- При необходимости переброски спецтехники на большие дистанции (как правило, на расстояние, более 55 км).
Кроме того, если транспортное средство является полноценным участником дорожного движения, то на него распространяются все нормы статей 27.12 и 27.13 КоАП РФ, Федерального закона №205-ФЗ и всех региональных законов и постановлений. Так что такой спецтранспорт также может быть эвакуирован если:
- у водителя отсутствуют права или регистрационное свидетельство на него;
- нарушены правила парковки;
- водитель находится в нетрезвом состоянии (или же в состоянии сильной усталости).
Правда, если такое транспортное средство может продолжать движение, если не самостоятельно, то хотя бы на прицепе, на штрафстоянку его предпочитают не эвакуировать, а буксировать.
Стоимость услуг эвакуации тракторов
Каждая фирма, оказывающая данные услуги, самостоятельно определяет свою ценовую политику в сфере эвакуации и транспортировки спецтехники. Однако при анализе подобных заказов в Центральной части РФ стало возможным составить таблицу со следующими ориентировочными ценами:
№ п/п | Марка производителя трактора и его вес | Цена за километр транспортировки |
1. | «МТЗ» (Беларусь) — до 3 т. | от 70 руб. |
2. | «ЛТЗ» — до 3,5 т. | от 80 руб. |
3. | «АТЗ» — до 4 т. | от 90 руб. |
4. | «ВТЗ» — до 5 т. | от 100 руб. |
5. | «John Deere» — до 6 т. | от 100 руб. |
6. | «JCB 3CX» — до 8 т. | от 120 руб. |
7. | «JCB 4CX» — до 10 т. | от 130 руб. |